Города — они почти как люди. Иногда у них есть точная дата рождения. Правда, дата смерти у них бывает редко. Некоторые из них живут долго и счастливо, другим суждено родиться, получить паспорт — и умереть. Такова Припять — 4 февраля 2020г. ей должно было исполниться 50 лет, но этого не произошло. Юбилей атомограда – города энергетиков, отпраздновать, увы, не судилось.
Припяти выпала другая судьба — город призрак стал своеобразным музеем под открытым небом. Иногда журналисты, утоляя тягу к образности, называют ее «Музеем одной ошибки». Однако вряд ли данный образ имеет непосредственное отношение к Припяти. Скорее, Припять — музей системы, застывшей в реалиях 1986-го года. О легендах и фактах в истории Припяти следующий материал.
Решение о строительстве Припяти было принято 4 февраля 1970 года — общеизвестный факт. Город изначально планировали строить с целью размещения в нем персонала Чернобыльской атомной электростанции. Говорят, что в этот день на месте строительства был забит первый колышек — начаты физические работы. Но чисто технически это произойти не могло. В декабре 1969-го был подписан «Приказ об организации с 01.01.1970 дирекции Чернобыльской государственной районной электростанции». Город физически не могли начать строить до подписания упомянутого приказа.
Начиналась Припять со строительства поселка Лесного, предназначенного для проживания самих строителей. Поселок ударными темпами начали строить лишь весной 1970 года. Зима в том году выдалась чрезвычайно снежной, таяние снегов привело к наводнению. Территория, где начиналось строительство, была частично заболоченная, частично заросшая густым лесом. По воспоминаниям первых жителей Лесного, разметка территории под строительство Припяти началась лишь в конце лета 1970-го …
Немалое количество источников разбегаются и относительно точного расположения города относительно ЧАЭС. Одни источники утверждают, что от Припяти до станции два километра, другие, что три. А на самом деле — сколько?
Припять не сразу стала Припятью
Согласно Приказу, упомянутому выше, строительная площадка нового города должна находиться возле железнодорожной станции Янов. От железнодорожной станции до ЧАЭС два километра. От Янова до Припяти — еще практически километр. «Тропа здоровья », по которой ходили на станцию припятчане, составляла почти три с половиной километра. Но тянулась она, конечно, не по прямой линии …
От Белорусской границы до Припяти не более двух десятков километров, до Киева — 94 километра. Спустя 2 года после начала строительства, 14.04.1972г., новому населённому пункту Чернобыльского района присвоено название – поселок Припять. 24 апреля 1972-го поселку присвоен статус ПГТ — поселок городского типа. И только через десять лет после начала строительства, 20.10.1980, п.г.т. Припять был отнесен к категории городов.
Припять стала девятым советским атомоградом, при ее проектировании учитывали накопленный опыт строительства населенных пунктов подобного типа. Однако, были в проекте строительства Припяти и существенные различия. Атомограды в обычном смысле всегда монопрофильны — рассчитаны на проживание персонала, «завязанного» на одном градообразующем предприятии. Например, как ряд городов спутников АЭС, других крупных предприятий — Славутич, Южноукраинск, Вараш, Нетешин, Горишние Плавни.
Припять была несколько иной. Накануне аварии в городе было построено 4 промышленных предприятия с общим объемом производства 477млн. рублей. Наиболее известное из них — завод «Юпитер». Завод начал работу в 1980-м, как профильное предприятие по производству комплектующих для бытовых электронных приборов. Это была официальная версия, однако настоящая специализация завода не разглашалась. На самом деле он был закрытым военным объектом и работал на военно-промышленный комплекс СССР. На заводе работало около 3500 человек, а это не на много меньше, чем на самой ЧАЭС.
«Юпитер» находился в подчинении киевского завода «Маяк». После Чернобыльской катастрофы, как и большинство объектов Припяти, завод был официально остановлен. Однако вскоре предприятие возобновило работу, но уже как лаборатория для тестирования различных методов дезактивации. В 1996 году предприятие было окончательно закрыто и впоследствии ликвидировано.
Строили «на совесть»
Припять строили капитально, рассчитывая, что в нем будет проживать, по меньшей мере, 80 тысяч человек. Для этого нужна была соответствующая сеть инфрструктурных учреждений. Над проектом города совместно работали московские и киевские архитекторы. Они пытались сделать город максимально простым и в тоже время комфортным для него жителей. Собственно, эти совместные усилия и сделали город нетипичным «атомным» городком.
Микрорайоны радиусом размещались по кругу от городского центра. В центре кроме административных зданий, были сконцентрированы места для культурного отдыха. Здесь располагались кинотеатр «Прометей», дворец культуры «Энергетик», гостиница «Полесье», городской парк и большой Универсам. Предполагалось, что количество энергоблоков ЧАЭС в будущем будет увеличиваться, поэтому и завод «Юпитер» планировали расширять.
В Припяти построили 3 поликлиники, 5 школ, техникум, специализированную школу искусств, 3 бассейна, 2 стадиона, 27 столовых, кафе, ресторан, 35 детских спортивных площадок. Был практически готов к запуску парк с колесом обозрения и модными на то время чехословацкими аттракционами. На его улицах города высадили 18 136 деревьев, 249 247 кустарников и 33 582 кустов роз.
Строительство Припяти провозгласили Всесоюзной ударной стройкой. Накануне аварии строители работали над второй очередью социальных объектов. Среди прочего был запланирован торговый комплекс «Припятские звезды», городской дворец пионеров, новый двухзальный кинотеатр. Планировалась строительство дворца искусств «Юбилейный», гостиницы «Октябрь», двух спортивных комплексов — «Чернигов» и «Припятчанин». Абсолютно очевидно, что Припять должна была стать не просто городом-спутником ЧАЕС. Этому городу судьба готовила славу промышленного мега-центра на территории не слишком развитого аграрного Полесья.
Иван Литовченко: монументалист, опередивший своё время
Была в Припяти еще одна особенность, которая, собственно, и создавала его внешнюю неповторимость. Дело в том, что оформлением городского пространства занимался один з известнейших украинских художников-монументалистов Иван Литовченко. Все мозаичные барельефы, витражи, гобелены, ради которых даже сегодня стоит посетить Припять, создал именно он. Литовченко — художник-философ, но в культуре УССР он был «диссидентом». В своих метафорических, иногда полуабстрактных произведениях он воплощал собственное философско-художественное видение окружающего мира.
Сложность познания его произведений заключена в извечном конфликте материального с духовным, современного с прошлым. Создание художественного пространства Припяти стало безусловным взлетом и одновременно трагедией жизни Ивана Семеновича. Более десяти лет Литовченко отдал воплощению идеи художественной организации барельефов Припяти. Он создал ряд гигантских скульптурных рельефов и декоративно-пространственных композиций не только из металла.
Декоративная композиция «Энергия»
Газеты писали о нем: «Талант Литовченко-монументалиста служил идее образно-пластической организации городской среды. Эту идею мастер воплотил в монументальном ансамбле в Припяти, вблизи Чернобыльской АЭС. Декоративная композиция «Энергия», три панно на центральной улице Припяти: «К свету», «Рассвет», «Созидание» — разгар творчества Литовченко. Рельеф-панно «Музыка» на фасаде Припятской музыкальной школы — венец работы скульптора, ставший классикой монументального украинского искусства».
Прямолинейность художника, категоричность его суждений, непримиримость к компромиссам и дилетантизму в искусстве множили недругов. Те мстили систематическими наветами и клеветой. В конце концов, после создания абстрактно-декоративного панно «Музыка» — шедевра, опередившего десятилетия, Литовченко неожиданно приостановил работы в Припяти. «Диссидентство» автора состояло в том, что он отошел от принципов соцреализма. Слишком уж далеки припятские барельефы от советской эстетики «рабочего и колхозницы».
Невыносимым горем для Ивана Литовченко стала потеря его работ, которые остались в Чернобыльской зоне отчуждения. Ведь, кроме мозаик и металлопластики, там остались выполненные мастером деревянные скульптуры, настенные росписи и гобелены. Говорят, что гобелен «Музами вдохновлена», размещенный в доме культуры «Энергетик», был захоронен после аварии. Однако, никаких сведений о том, когда и как это произошло, нет.
Аналогична судьба многих припятских творений скульптора Литовченко. Сегодня уже известно как иногда происходило «захоронение загрязненных радиацией ценностей». Поэтому можно предположить, что некоторые образцы творений автора похоронены совсем не в многострадальной чернобыльской земле.
Сохранение памятников Припяти
Сегодня крайне актуален вопрос — как вообще сохранить невероятный город-музей под открытым небом? Сохранение памятников Припяти — это отдельная проблема, которая определена необходимостью. Сегодня у Чернобыльской Зоны отчуждения появился огромный туристический потенциал. В частности туристический поток в Припяти ежегодно наращивается. Зоне в целом необходима мощная государственная поддержка, направленная на сохранение памятников, которые так привлекают посетителей.
Отдельного разговора и отдельных исследований требуют многочисленные припятские витражи. Конечно, время безжалостно к таким хрупким вещам, как стеклянные мозаики. Однако еще более безжалостными иногда оказываются люди. Прошли десятки лет, чтобы понять, что время неумолимо, а ценности остаются вечными. Сегодня часть бывшего цветного витражного разнообразия за счет собственного свободного времени и средств пытаются спасти энтузиасты. Но, к большому сожалению, значительное количество припятских витражей потеряно навсегда.
О культурно-исторической ценности объектов, которые находятся в зоне, сегодня, увы, говорят единицы. Нет программы консервации бесценных художественных объектов, которые чудом сохранились по сегодняшний день. А они разрушаются — природой, временем и, увы, людьми. Жаль, но при таком подходе через десять лет туристам в Припяти уже нечего будет показывать …
Нынешний, хоть и достаточно условный юбилей города Припяти — повод вспомнить что-то важное в нашей истории. Вспомнить и привлечь внимание к малоизвестным фактам, незаслуженно стёртым из нашей истории.